
Музыка Африки
Музыка Африки , учитывая обширность континента, исторически древняя, богатая и разнообразная, с различными регионами и странами в Африке , имеет множество различных музыкальных традиций. Песни и музыка используются в ритуалах и религиозных церемониях, чтобы передать истории из поколения в поколение, а также петь и танцевать.
Танцы, музыка и сказки являются одними из древнейших видов искусства, которые процветали в течение многих столетий в Африке. Древнее африканское общество никогда не отделяло свою жизнь от музыки и танцев.
Термин «африканская музыка» включает в себя музыку и танцы. Ранние исторические упоминания можно найти в устной литературе, такой, как народные сказки, мифы, эпосы, оды. Музыка и танцы в Африке имеют утилитарные и эстетические задачи.
Утилитарная функция предполагает использование музыки в повседневной деятельности, в том числе музыка для церемоний рождения ребенка, воспитания детей, инициирование прав, сельскохозяйственной деятельности, национальных обрядов, во время войны, религиозных церемоний. В большинстве церемоний, даже таких как похороны, музыка и танцы неразделимы.
Традиционно у африканских народов существует богатая устная традиция, которая обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения к другому. Ученые утверждают, что устная литература и музыка тесно связаны на большей части Африки и часто невозможно отделить её.
Религия в Африке развивалась под влиянием христианской и исламской веры. Иностранные религии сыграли важную роль в формировании настоящей музыкальной культуры.
Другие религии, африканские местные верования, прошли долгую историю подавления колонистами. Коренные песни и инструменты, до недавнего времени, необходимо было держать подальше от западно-христианской церкви африканцев. Но в Южной Африке люди до сих пор танцуют Malombo. Это танец, который известен как религиозный, как форма общения с духами предков.
Музыка Америки
Музыкально-поэтическое творчествокоренных народов Северной и Южной Америки, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры индейских народов. Каждая песня и танец сообщает о божествах, символах, которые очень важны для племени, деревни, клана, семьи или человека.
Музыкальная культура стран американского континента сложилась в основном на базе трёх музыкальных традиций: коренной американской (индейской), европейской и африканской. Из них только индейская музыка сохраняет фольклорные музыкальные традиции.
Индейская музыка — наследие коренных народов Северной и Южной Америки. Она играет жизненно важную роль в жизни коренного населения, часто исполняется в церемониальных целях. Индейская церемониальная музыка происходит от божеств и духов, или от особенно уважаемых людей. Существует вера в то, что люди, имеющие музыкальные таланты, обладают особой силой. Все ритуалы формировались под её влиянием. Каждая песня и танец сообщает о божествах, символах, которые очень важны для племени, деревни, клана, семьи или человека. Причём, мужчины и женщины играют определенные для пола роли во многих музыкальных действиях. Например, в некоторых обществах даже есть своеобразная таможня, где определенные церемониальные барабаны доверяются только мужчинам. У многих племенных музыкальных культур есть относительный недостаток традиционных женских песен и танцев, особенно в Северо-восточных и Юго-восточных регионах. А племена Западного побережья Северной Америки, наоборот, склоняются к большему выдающемуся положению в женской музыке, со специальными женскими песнями о любви. Женщины также играют жизненную церемониальную роль в Танце солнца и поют во время социальных танцев.
Стили и цели музыки варьируются в каждом индейском племени, но общей для всех остаётся связь музыки с духовным началом. Каждый регион Америки имеет свои особенности, но некоторые общие черты являются наиболее универсальными для индейской традиционной музыки. Особенно это касается отсутствия гармонии и полифонии, хотя много людей поют одновременно.
Пение и удар — самые важные аспекты традиционной индейской музыки. Вокализация принимает много форм, в пределах от соло и хоровой песни к responsorial, унисону и многослойному пению. Но чаще всего американские народные песни исполнялись в унисон, при этом число поющих доходило до 100. Сильная экзальтация при пении приводит к характерному вибрато, к несколько «фальшивому» стилю пения. Подобные звуки у аборигенов выполняли сигнальную, коммуникативную роль, помогали в общении с животными. Вокабулы (или лексически бессмысленные слоги) часто отмечают начало и конец фраз, секций или самих песен.
Удар, особенно барабаны и скрежеты, является общим сопровождением, чтобы сохранять устойчивый ритм для певцов. Традиционная музыка обычно начинается с медленных и устойчивых ударов, которые становятся постепенно быстрее и более решительными, в то время как различные расцветы как барабан и тремоло скрежета, крики и акцентированные образцы добавляют разнообразие и изменения сигнала в работе для певцов и танцоров.


Арабская музыка
Cформировалась в результате слияния собственно арабского искусства с искусством стран, некогда входивших в Арабский халифат. В ранний, «бедуинский», период музыка и поэзия представляли единое целое. Завоевав территорию Ближнего Востока (Иран, Византия), Средней Азии и Египта арабы ассимилировали традиции более развитых культур.
Сохранились сведения о древних арабских поэтах-певцах, о песенных жанрах — караванные песни (хида), песни конников (хабаб), о музыкальных инструментах — дуфф (бубен), ребаб (однострунная скрипка), мизхар (лютня).
Историки называют различные формы музыки Аравийского полуострова доисламского периода термином шуара аль-джахилия , т.е «поэты времён невежества». В то время считалось, что стихи и музыку передают им джинны.
Завоевав территорию Ближнего Востока (Иран, Византия), Средней Азии и Египта арабы ассимилировали традиции более развитых культур. Ими были восприняты основы греческой музыкальной теории, а арабский звукоряд расширился до двух октав. С конца VII в. начинается расцвет классической арабской музыки, которая основывается на 7-ступенных ладах. В них наряду с основными звуками используются промежуточные интервалы — коммы. Для арабской музыки характерна цветистая мелизматика, которая придает ей оригинальный колорит. В арабской манере пения широко применяется скольжение от звука к звуку (глиссандирование).
Наиболее распространённый жанр арабской классической музыки — вокально-инструментальный ансамбль. Ведущая роль в нём принадлежит певцу. В период правления династии Омейядов наиболее известными певцами были Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, а также певица Джамиле и её ученики. Во времена Аббасидов — Ибрахим аль-Маусили (742—804), его сын Исхак аль-Маусили (767—850), а также Мансур Зальзаль.
Арабская музыкальная наука достигла высокого уровня. Средневековая арабская музыка оказала воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии.
Музыка Китая
Музыкальная культура народов Китая до XVII века характеризовалась интенсивной музыкальной жизнью монастырей и дворцов, городских кварталов, сельских местностей.
В начале периода правления династии Цин (1644—1911) наметилась тенденция к демократизации музыкальной культуры. Появляются разновидности городской музыкальной драмы.
Среди множества местных вокальных, инструментальных и танцевальных стилей можно упомянуть яньгэ (народные танцы с пением), лянжэньчжуань и лянжэньтай (пьесыдиалоги), хуагу, хуадэн (традиционные песни и сценки под музыку), тибетская нанма (танец с речитативом). Широко распространяются локальные разновидности песенных сказов: дагу (под барабан и струнные), циньшу (в сопровождении цитры), таньцы (в сопровождении пипы), цзоучан (театрализованный сказ в лицах) и др., сохранившие своё значение и в XX веке. Складываются мелодические типы сказов — баньцянти, ляньцюйти и т. д., которые в зависимости от темпа исполнения делятся на две категории: быстрые — куайбань, и медленные — маньбань.
В XIII—XIV веках в китайской музыке выделяются две традиции: северная и южная. Для северной характерны героическая тематика, простота музыкального языка, использование 7-ступенных ладов; для южной — преобладание лирических образов, более утонченная техника исполнения, пентатонические звукоряды, преобладание деревянных духовых инструментов. Инструментарий китайской музыки к этому времени включал свыше 100 разновидностей музыкальных инструментов: среди струнных щипковых — цитры цинь, чжэнь, гусли сэ, лютни пипа и др.; среди смычковых — сыху, цзиньху, и др.: духовые — продольная флейта сяо, многоствольная свирель пайсяо, поперечные флейты чи и ди; сона (род гобоя), губной орган шэн; среди ударных различные барабаны — большой цзяньгу, глиняный ху, односторонний малый баньгу, тамбурин яогу; наборы бронзовых колоколов бяньчжун и т. д.
В начале периода правления династии Цин (1644—1911) наметилась тенденция к демократизации музыкальной культуры. Появляются разновидности городской музыкальной драмы (на основе локальных драм), венцом которых стала пекинская музыкальная драма цзинцзюй. С начала XIX века в связи с осложнившейся внутри- и внешнеполитической обстановкой (так называемые «опиумные войны» европейских стран против Китая) придворные музыкальные традиции переживали период упадка; с концом последней династии (1911г) придворные оркестры и театральные труппы были распущены.
Воздействие на китайскую культуру западноевропейской музыки, начавшееся в XVI—XVII веках, на рубеже XIX—XX веков усилилось. Важнейшим центром западноевропейской культуры стал Шанхай.


Музыка Индии
В системе искусств Индии музыка была неотъемлемой частью. Ее истоки восходят к древним обрядам, в которых она часто использовалась. Музыка была связана с творением мира – его началом, продолжением и концом. Музыканты считались очень важными людьми – пророками. Индусы думали, что только с помощью звуков можно превознести душу над ограниченным земным существованием.
Древнейшими из известных нам музыкальных произведений, исполняемых и в наши дни, являются тамильские гимны теварам, датируемые VII в. – первоначально их насчитывалось несколько тысяч.
В XII в. Гита Говинда Джаядевы внесла новое течение в музыку и танец своими Аштапади, каждая из которых была положена на отдельную рагу.
До XIII в. классическая музыка была сходная или общая на всей территории Индии. Когда в средние века на север Индии вторглись завоеватели из Средней Азии, принесенные ими элементы персидских, арабских, тюркских и прочих традиций послужили своеобразным культурным водоразделом, что привело к возникновению в XIII-XIV вв. двух самостоятельных музыкальных стилей: на севере – музыки хиндустани – и на юге (которого чужеродные влияния, в сущности, не коснулись) – музыки карнатак. На протяжении последних шести столетий каждая музыкальная система развивала собственные формы, исполнительские принципы и язык, хотя понятия раги (мелодии) и талы (ритма) остаются основополагающими и общими для обеих систем.
И в хиндустани, и в карнатак «хорошей» считается музыка, соответствующая определенным эстетическим канонам. Индийская музыкальная эстетика тяготеет к изысканному орнаментированию мелодии, богатой окраске звука; простое извлечение звуков, по индийским понятиям, не может считаться прекрасным. Подобно тому, как в живописи прекрасное не рождается из механического наложения разноцветных мазков, не организованных линиями и формами, так в индийской музыке тонико-мелодический рисунок, к которому, собственно, и стремится рага, требует разнообразных мелодических украшений при исполнении музыкальной темы. На техническом языке это называется гамака. Гамака – одновременно и точка соприкосновения двух систем, и точка их расхождения. Это объясняется тем, что, хотя обе системы в равной мере не мыслят себя без гамака, каждая отстаивает свой тип орнаментики. Рага не считается завершенной, если ее ладово-мелодический рисунок правильно не орнаментирован при исполнении, а что именно следует считать правильным, по-разному понимается в каждой системе, так что исполнение музыкального произведения в стиле карнатак совершенно отлично от его звучания в стиле хиндустани. Технике такого исполнения учатся на практике, поскольку никакие нотные записи не дадут полного представления о тончайшей нюансировке украшений мелодической линии.
Народная музыка славян
Музыкально-поэтическое творчество славянских народов, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры славянских народов. Народная музыка у славян включает в себя ритмически и звуковысотно (мелодически и многоголосно) организованные музыкально-фольклорные тексты.
Народная музыка славян обслуживает обрядовую, хозяйственно-трудовую, праздничную и досуговую сферы и осмысляется как средство магического воздействия на людей, природные и потусторонние силы.
Вокальные жанры народной музыки делятся на приуроченные (к определённому времени, сезону, календарному или сонному обряду, событию) и не приуроченные. Календарные песни, обслуживающие обряды годового круга, относятся к наиболее раннему пласту музыкального фольклора.
Песни семейных обрядов (крестины, свадьба и похороны) сформировались, по-видимому, позднее календарных; они имеют более обширные ареалы бытования. Песни исполняемые при крещении ребёнка, известны в основном на севере белорусской этнической территории. Свадебные песни распространены повсеместно; они оформляют две основные линии ритуала: инициационную, связанную со сменой социального статуса брачующихся, и линию контактов двух родов.
Один из древнейших жанров — плачи: похоронные (самые древние), свадебные (в некоторых традициях имеющие собственные напевы, а на Русском Севере представленные уникальной формой групповых голошений), рекрутские (при проводах в армию) и бытовые (по случаю какого-либо несчастья, например пожара).
К музыкальному эпосу относятся русские старины, или былины, распространенные только на Русском Севере, у украинцев — думы, у южных славян — юнацкие песни. Характерные для этих жанров эпические сюжеты распеваются преимущественно сольно на напевы декламационно-сказового характера, иногда в сопровождении музыкального инструмента (лиры у украинцев, гуслей — у южных славян).
К не приуроченным жанрам принадлежат также лирические (включая и русские протяжные) песни, сформировавшиеся как жанр значительно позже обрядовых.
Песни, связанные с движением, представлены у славян рядом жанров и образуют специальный раздел музыкального фольклора. К числу приуроченных относятся хороводные (карагод, танки, хоро, коло), которым приписывались магические функции, в том числе продуцирующая способность (ср. русские «хороводы водили, чтобы лён долгий родился, чтобы жито росло»). У южных славян известны хороводы (коло, хоро) в составе обрядов жизненного цикла человека (ср.: коло, движущееся против солнца, называется мртвачко).
У русских хороводы обслуживают также зимние и весенние молодёжные собрания, связанные с выбором пары. В некоторых восточно-славянских традициях (в Полесье и на Русском Севере) хороводы обнаруживают тенденцию к циклизации и прикрепляются к важнейшим общинным (престольным или календарным) праздникам
Большое место в традиционном быту занимают плясовые песни, у русских связанные с двумя видами хореографии: аутентичной и заимствованной. Традиционные формы пляски более всего развиты на юге русской этнической территории, где имеют специальные названия: пляска в две, три, четыре ноги и так называемый пересек, образующийся путём одновременного сочетания разных ритмических рисунков, выбиваемых ногами.
