Классическая музыка

История музыки
Проиграть видео

XVII век

  Первый оперный театр открылся в 1637 году в Венеции. Опера очень быстро завоевала популярность, став любимейшим видом искусств. Литературные сюжеты опер делают их доступным и понятным видом музыкального искусства, поскольку ее воспринимать намного проще, чем традиционные концерты без сюжета.

Рождение оперы

   К началу XVII века главным жанром музыкального драма­тического представления была мадригальная комедия, где сложное многоголосное устройство песен не давало рас­слы­шать текст. Содружество философов-гуманистов и музыкан­тов — Флорентийская камерата — искало способы возродить жанр античной трагедии. Члены камераты композитор Якопо Пери и поэт Оттавио Ринуччини реформи­ровали мадригальную комедию таким образом, что монологи стали ариями, диалоги — речитативами, а сами мадригалы — хорами. Первыми постановками в новом жанре считаются оперы «Дафна» (1598, не сохранилась) и «Эвридика» (1600).

 

Переход от предметности к чувственности

   До XVII века духовная вокальная музыка не предполагала выразительности. Сегодня, слушая ее, мы испытываем эмоции, но это побочный эффект, искажение, связанное с исторической дистанцией: задачей сочинителя было построить здание композиции в буквальном смысле (недаром композиторы порой повторяли в музыке пропорциональную структуру, например собора, для которого эта музыка написана). Правильная постройка могла доставить молитву наверх единственному адресату, музыка была вертикально ориентированной. В это же время в светских вокальных жанрах (вершиной которых станет опера) появлялась горизонтальная ориентация — передача чувств от автора к слушателю. Бешеный успех оперы (в Италии середины XVII века театры возникали десятками) повлек за собой перелом: основной задачей музыки надолго, до середины ХХ века, стало выражение чувств и представление событий.

 

1677 год.Схема родства тональностей — первая музыкальная инфографика

   Православный выпускник Виленской иезуитской академии Николай Дилецкий пишет сначала на польском, а потом переводит на церковно­сла­вянский «Идеа грамматики муси­кийской.  В нем впервые в истории появляется изображение круга тональностей, наглядно объясняющего устройство мажоро-минорной системы, которая в то время только начинает складываться  .

 

1686 год.Появление инструментального концерта

   В эпоху барокко возник концерт. Его предшественник кончерто гроссо — масштабный инструментальный жанр, в котором оркестр, группы инстру­мен­тов и солирующие инструменты соревнуются, а не дублируют друг друга, усиливая звук. Прежде такое соперничество музыкальных партий существовало только в вокальной музыке .

   Первые концерты  были написаны Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли. Наиболее популярным в этом жанре в наше время стал монах Антонио Вивальди (1678–1741), создавший более 500 инструментальных концертов.

1700-1750 годы

   Ренессанс и барокко породили фантастическое разнообразие струнных, духовых и клавишных инструментов. 

   Иоганн Себастьян Бах (1685-1750 гг.).

   Возникает главный жанр инструментальной музыки — симфония.

Начало XVIII века.Изобретение фортепиано

   Итальянец Бартоломео Кристофори одним из первых усовершенствовал клавесин, основной на тот момент клавишный инструмент. Главным образом изменения коснулись способа извлечения звука: в клавесине струну защипывало перышко, а новый инструмент использовал звукоиз­вле­чение другого родственного инструмента — клавикорда, в котором по струне бьет молоточек. Это давало музыкантам принципиально иные возможности: можно было играть громко или тихо в зависимости от характера прикосновения к клавишам. Но чтобы фортепиано приоб­рело современный вид, прошло около двух веков. Оно стало универсальным инструментом, на котором можно было играть любую музыку.

 

Унификация звучания

   Из-за относительной слабости торговых и культурных связей различных европейских регионов сохранялось много локальных школ и традиций инструменто­строения. Кроме того, если мелодия всегда отвечала на вопрос «что играется», тембр инструмента отвечал за «как», поэтому одно и то же сочинение можно было сыграть (или спеть) совершенно разными ансамблями. По мере того как тембр становился частью композиции, тускнела и пестрота местных инструментов.

 

1722 год. Бах пишет «Хорошо темперированный клавир»

   В «Хорошо темперированном клавире» Иоганн Себастьян Бах решает проблему деления октавы на части (темперации), про которую композиторы и музыкальные теоре­тики думали со времен Пифагора. Но решает ее не теорети­чески, а практи­че­ски: Он пишет цикл клавирных произве­де­ний для всех 24 тонал­ьностей — 12 мажорных и 12 минор­ных. (Раньше композиторы предпочитали не сочинять про­из­ве­дения в то­наль­но­стях с большим количеством знаков — диезов или бемолей — при ключе.)

   Фактически своим произведением он декларирует: если октава делится на 12 равных полутонов, то во всех то­наль­ностях музыка будет звучать хорошо. Своим сборником Бах факти­чески узаконил новую систему темперации, актуаль­ную и в наши дни.

 

1740-1745 годы. Возникает главный жанр инструментальной музыки — симфония

   Принято считать, что симфония возникла из увертюры — вступления к опере. С конца XVII века итальянская увертюра сочинялась по плану: быстрый раздел — медленный — быстрый . Эти разделы, со временем ставшие самостоя­тельными, и лежат в основе симфонии. Позже к трем разде­лам добавляется еще одна музыкальная форма — менуэт. Меня­ется содержание быстрого раздела, теперь он основан на столкновении и развитии двух музыкаль­ных тем. Меняется и инструментальный состав: к струнному оркестру добавляются духовые инструменты  . 

 

История музыки
Проиграть видео
Проиграть видео

1750-1800 годы

   Вольфганг Амадей Моцарт(1756-1791гг.)

   Традиционно композиторов и исполнителей обеспечивали работой церковь, монастыри, просвещенные монархи и князья. Сотни лет, в течение которых музыка была предметом роскоши, приви­ле­гией очень немногих, закончились. Великая Французская Революция сделала музыку общедоступной.

1752 год. Появление дирижера

   Немецкий флейтист Иоганн Иоахим Кванц в своем трактате «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» 1752 года впервые вводит фигуру музыкального руководителя, буду­щего дирижера. Этому посвящены главы «Что должно учи­тывать при выступлении в открытых концертах», «О каче­ствах музыкального руководителя» и некоторые другие.

   Это не значит, что коллективное исполнительство до этого момента было совсем не централизовано: как правило, группой музыкантов руководил клавесинист, размахивая свернутыми нотами или рукой, или сам композитор с батту­той — специальной палочкой, служившей для отбивания такта. Известная нам дирижерская палочка появится в Вене в начале XIX века, а из «отбивателя ритма» в «творца» дирижер превратится в середине XIX века, когда повернется к публике спиной.

 

1762-1774 годы. Опера снова становится театром

   За полтора столетия итальянская опера факти­че­ски превратилась в «концерт в костюмах» — после­дователь­ность номеров, почти не связанных единым сюжетом. Венский композитор Кристоф Виллибальд Глюк совместно с либреттистом Кальцабиджи снова обращается к античной драме. В опере «Орфей и Эвридика» он впервые применяет сквозное драматургическое развитие, в чем ему помогают успехи оркестровой музыки его времени, в первую очередь развитие симфонии. События стали разворачиваться не только в речитативах, но и в вокальных сценах. В самих речитативах зазвучал целый оркестр (раньше была только басовая линия). Принципы Глюка разделили не все композиторы, но опер­ный театр во всех странах, кроме Италии, стал развиваться по намеченному им пути.

 

Жан-Жак Руссо придумывает декламацию под музыку

   Жан-Жак Руссо одновременно с Глюком предла­гает собственную реформу музыкального театра, убирая оттуда пение. Актеры просто декламируют и играют в сопровождении оркестра, который, как и у Глюка, опреде­ляет характер действия и дает поддержку исполнителям на сцене. Мотивы были те же, что и у Глюка: драма и музыка слишком далеко разошлись. Так появляется мелодрама, первый образец которой дает сам Руссо, — «Пигмалион».

 

1781 год.Моцарт — первый профессиональный композитор

   Моцарт становится первым компо­зи­тором, не состоящим на служ­бе  . В 1781 году он порвал со своим патроном — архиепископом Зальц­бург­ским, уехал в Вену и стал жить отдельными заказами, а позже — и организацией «акаде­мий» (так тогда назывались симфонические концерты по подписке, чаще всего авторские). Так, в течение трех летних месяцев 1788 года он написал для такой «академии» сразу три симфонии (№ 39, 40 и 41) . К этому добавилась продажа прав на издание нот, а еще позже — всевозможная меценатская поддержка. Что, впрочем, не сделало компози­тора богатым.

   Как раз в это время Моцарт достиг высшей точки класси­чес­кого симфонизма XVIII века, оставив далеко позади своих современников.  Три последние симфонии Моцарта и по сей день исполняют чаще прочих.

 

Экономика музыки

   Традиционно композиторов и исполнителей обеспечивали работой монастыри, соперничавшие друг с другом просвещенные монархи и князья, церковные общины, меценаты. Прежде чем с ними начала конкурировать публика в нынешнем смысле слова, прошли сотни лет, в течение которых музыка была предметом роскоши, приви­ле­гией очень немногих. В эпоху Моцарта концертная жизнь, похожая на современную, только начинала формироваться в полуфеодальных немецкоязычных странах и Франции

1800-1850 годы

   В эпоху романтизма возникает новый тип музыканта — виртуоза, и складывается культ особого его почитания.

   Людвиг ван Бетховен (1770-1827 гг.)

   1850-е годы — расцвет творчества итальянского оперного композитора Джузеппе Верди и  кульми­национный пункт в развитии итальянской романтической оперы.

1802-1871 годы. Паганини — первый виртуоз

   Никколо Паганини, начавший как вундеркинд и продол­живший карьеру почти непрерывно гастролирующего скрипача, привлекал публику не только мастерской и точной игрой, но и загадочным, порой экзальтированным поведением. Его собственные каприсы для скрипки (сочинения свободной формы, благодаря Паганини ставшие виртуозно-изысканным жанром), ноты которых мог купить каждый исполнитель, были первым вызовом виртуоза не виртуозу.

1830 год. Появление музыки с литературным содержанием

   Новый для XIX века жанр — програм­мная симфония, то есть имеющая литературную программу, появляется с легкой руки Бетховена. Пытаясь создать что-то, что соединяло бы не только инстру­мен­тальную и вокальную музыку, но и уравнивало музыку и литературу, Бетховен вынужден закончить Девятую симфонию (1824) как ораторию: в финале солистами и хором исполняется «Ода к радости» на слова поэмы Фридриха Шиллера. Надо заметить, что более ранние сочинения с названиями (концерты Вивальди, симфонии Гайдна) опирались на живопись или в лучшем случае описательную поэзию; в них отсутствовал литера­турный нарратив. Непосредственно он появляется у Гектора Берлиоза в его «Фантасти­ческой симфонии» 1830 года: Берлиоз не использует вокал, но предлагает слушателю прочитать написанный им сопроводительный текст, состоящий из названия и краткого литературного вступле­ния к каждой части. Эти эксперименты продолжил Феликс Мендельсон. Две его увертюры — «Гебриды, или Фингалова пещера» (1832) и «Морская тишь и счастливое плавание» (1828–1834) — считаются непосредственными предше­ственниками жанра симфони­ческой поэмы, созданной Ференцем Листом. Таким образом, романтики не придумали собственной крупной формы, но перепридумали старую, наполнив ее новаторским для своего времени содержанием.

1850 год. Опера становится массовым увлечением

   1850-е годы — расцвет творчества итальянского оперного композитора Джузеппе Верди и одновременно кульми­национный пункт в развитии итальянской романтической оперы. Партитуры Верди вобрали все лучшее, что было найдено авторами первой трети века: Россини, Беллини и Доницетти уже превратили оперную рутину  ХVIII столетия в синтез романтической драмы и виртуозного пения — бельканто — за счет принципиально другого подхо­да к мелодии и фразе. Огромные речитативные эпизоды теперь пропеваются, а голоса соревнуются с соли­рую­щими инструментами оркестра. Но именно Верди окончательно доводит их дело до конца, пронизывая свои оперы сильнейшим драматургическим стержнем, изыскан­ной оркестровкой и мелодиями уникальной красоты и простоты одновременно — вплоть до того, что они стано­вились подлинными шлягерами в современном понимании, а то и гимнами национального возрождения  .

   Только с одним обстоятельством Верди не удавалось бороть­ся долгое время — это плохие либретто. Над либретто одной из самых популярных опер Верди «Трубадур» (1853) трудились несколько либреттистов, ни один из которых толком не закончил своей работы, поэтому в подробностях сюжета существует масса нестыковок. Но одновременно эта особенность «Трубадура» и делает его уникальной оперой: при правильно выстроенной музыкальной драматургии и эффектной мелодической основе сюжет уже перестает быть важным.

История музыки
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео

1850-1900 годы

   Рихард Вагнер (1813-1883 гг.)

   Вагнер воплощает в жизнь мечту романтиков о «тотальном театре» : он придумывает музыкальную драму — оперу со сквозным сюжетным и симфоническим развитием и с системой лейтмотивов (собственных мелодий каждого героя).

   Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.)

   Первый фортепианный концерт стал началом международ­ного успеха Чайковского.  До сих пор это его сочинение остается, наверное, самым популярным во всем мире, и в осо­бен­ности — в США.

Оперная реформа Вагнера

   Вагнер воплощает в жизнь мечту романтиков о «тотальном театре» : он придумывает музыкальную драму — оперу со сквозным сюжетным и симфоническим развитием и с системой лейтмотивов (собственных мелодий каждого героя). До Вагнера такое было возможно в симфониях, но не в операх, делившихся на отдельные номера — арии, дуэты, хоры и речитативы. Вагнер первым использовал в опере симфонический синтаксис, то есть музыка перестала быть подчинена тексту, теперь они равноправны. Вагнеровские принципы стали основными для оперы второй половины XIX века.

 

Театральная реформа Вагнера

   В 1872 году король Людвиг Баварский (1845–1886) выделяет деньги на постройку оперного театра в Байройте для своего кумира Рихарда Вагнера, который как раз заканчивает в этом году свою колоссальную тетралогию — «Кольцо нибелунга». Строительство не раз останавливалось из-за нехватки средств, но в постройку вкладывалось и молодое немецкое правительство, и даже османский султан Абдулазиз. Уже через четыре года театр, не имевший аналогов в Европе, был готов, и с 13 по 17 августа 1876 года состоялась премьера «Кольца», мистерии, в которой Вагнер подменяет греческий миф германским.

   Вагнер полностью перепридумал устройство театра. Огром­ный оркестр спрятан под сценой, это не только обеспечивает наилучший звуковой баланс между солистами и остальными музыкантами, но и не дает зрителям разглядывать орке­стран­тов. В зале нет ни балконов, ни галерей, есть только ложи и длинные ряды партера; на представление нельзя опаздывать и мешать себе и другим зрителям погру­жаться в действо — все внимание должно быть сосредоточено на происходящем. Фестивальный театр в Байройте — это первый «храм музыки», сакральное место, куда съезжаются паломники, придающие музыкальному действу значение религиозного ритуала. Байройтский театр до сих пор исполняет только оперы Вагнера.

 

Мода на русскую музыку

   В 1875 году в Бостоне впервые исполняется Первый форте­пианный концерт Чайковского. В Москве самый виртуозный пианист своего времени Николай Рубинштейн, патрон и покро­витель Чайковского, увидев еще не допи­санную партитуру, по непонятным причинам отказался его исполнять. Для  России 1870-х годов эта музыка была слишком новаторской, публика ждала «национального, реалистического искусства» в духе Милия Балакирева и «Могучей кучки». Концерт Чайковского, стоя в одном ряду с концертами Брамса и Листа, требовал высочайшего уровня исполнения. В результате первым его сыграл немец Ганс фон Бюлов.

1900-1950 годы

   На рубеже XIX и XX веков европейская музыкальная традиция вступила в стадию позднего романтизма.

   После Первой мировой войны многие композиторы обращались к музыке прошлого за вдохновением, заимствуя из неё многие элементы: форму, гармонию, мелодию, структуру.

   В 1940-е и 1950-е годы композиторы, наиболее известным среди которых был Пьер Шеффер, стали привлекать новые технологические достижения.

   На рубеже XIX и XX веков европейская музыкальная традиция вступила в стадию позднего романтизма. Такие композиторы, как Густав Малер, Рихард Штраус и Ян Сибелиус в своих симфонических произведениях всё дальше отодвигали границы пост-романтизма, а во Франции в то же время развивался музыкальный импрессионизм, ярчайшими представителями которого были Клод Дебюсси  и Морис Равель .

   Постромантизм и импрессионизм заставили  многих композиторов искать новые средства самовыражения и привели к развитию музыки в неожиданных направлениях. Но единственным по-настоящему существенным нововведением, получившим широкое распространение в XX веке, стал отказ от традиционной тональности. В 1900-е годы многие композиторы предложили свои варианты ухода от классики, что породило беспрецедентное разнообразие стилей, техник и выразительных средств. В Вене Арнольд Шёнберг открыл атональную музыку, которая стала проявлением экспрессионизма, пришедшего в европейское искусство начала XX века на смену импрессионизму. Позднее Шёнберг изобрёл додекафонию, которую в дальнейшем развивали его ученики: Альбан Берг и Антон Веберн.

   После Первой мировой войны многие композиторы обращались к музыке прошлого за вдохновением, заимствуя из неё многие элементы: форму, гармонию, мелодию, структуру. Этот стиль музыкальных произведений получил наименование «неоклассицизм». Неоклассические произведения встречаются у таких авторов, как Игорь Стравинский («Пульчинелла», «Симфония псалмов»), Сергей Прокофьев («Классическая симфония»), Морис Равель («Гробница Куперена») и Пауль Хиндемит («Художник Матис»).

   Итальянские композиторы, такие как Франческо Балилла Прателла и Луиджи Руссоло, обратились к музыкальному футуризму. Этот стиль предполагал использование повседневного звука в футуристическом контексте. Из этого направления выросла конструктивистская «музыка машин», представленная в произведениях Джорджа Антейла (начиная со Сонаты № 2 «Аэроплан») и Александра Мосолова (в первую очередь, «Музыка машин»). Расширение доступного музыкального словаря происходило также за счёт использования всех доступных тонов в виде микротоновой музыки, использующей интервалы менее полутона. Произведения в этой технике писали Чарлз Айвз, Хулиан Каррильо, Алоис Хаба, Джон Фоулдз, Иван Вышнеградский, Милдред Купер.

   В 1940-е и 1950-е годы композиторы, наиболее известным среди которых был Пьер Шеффер, стали привлекать новые технологические достижения. Так появилась конкретная музыка.

История музыки
Проиграть видео
Проиграть видео

1950-2000 годы

   С начала 1950-х годов Джон Кейдж стал использовать в музыке элемент случайности. 

   В последней четверти XX века на передний план вышли музыкальная эклектика и полистилизм.

   Академическая музыка становится всё менее понятной  и как следствие – мало востребованной  населением. Популярными остаются композиторы сочиняющие мелодии для кинофильмов .

   С начала 1950-х годов Джон Кейдж стал использовать в музыке элемент случайности. Процессная музыка, практически отождествляемая с музыкальным минимализмом («Процессия» и «Из семи дней» Карлхайнца Штокхаузена, Piano Phase и Clapping Music Стивена Райха) предложила создавать композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических «паттернов», многократно повторяемых и комбинируемых друг с другом. Такая музыка была объединена под термином «экспериментальная музыка» — Кейдж, предложивший его, писал, что такой способ создания произведения является «экспериментом, результат которого нельзя предсказать». Также экспериментальной музыкой принято называть композиции, которые в пределах определённого стиля расширяют его традиционные границы либо возникают на стыке несочетаемых жанров, включают в себя неожиданные, нетрадиционные, новаторские элементы.

   На формирование музыкальных направлений этого периода оказывали сильное влияние общие культурные тенденции: романтизм, модернизм, неоклассицизм, постмодернизм и так далее. Игорь Стравинский (балет «Весна священная») и Сергей Прокофьев (балет «Сказка про шута») в ранних произведениях явно тяготели к примитивизму. Дмитрий Шостакович, тяготевший с конца 1920-х годов к модернизму, в 1950-е годы, по мнению МакБёрни, находился под влиянием соцреализма, а по мнению других авторов, оставался модернистом. Другие композиторы, например, Бенджамин Бриттен в «Военном реквиеме», обращались к политическим темам. Важную роль в начале века играл национализм: в частности, под его влиянием формировалась музыкальная культура США, что привело к появлению особого стиля, отражённого в произведениях Чарльза Айвза, Джона Карпентера и, в поздний период, Джорджа Гершвина. Также на академическую музыку оказывали влияние народная музыка (Пять вариаций на тему «Dives and Lazarus» Ральфа Воан-Уильямса, «Соммерсетская рапсодия» Густава Холста) и джаз (Джордж Гершвин, Леонард Бернстайн, «Сотворение мира» Дариюса Мийо).

   В последней четверти XX века на передний план вышли музыкальная эклектика и полистилизм. В конце 1970-х появились также два заметных направления: новая сложность и новая простота.

   К сожалению, академическая музыка становится всё менее понятной  и как следствие – мало востребованной  населением. Популярными остаются композиторы сочиняющие мелодии для кинофильмов .