Джаз и рок-музыка

Джаз

   В конце 19 в. в сельских районах Юга США появился блюз, который вскоре стал самой популярной музыкой черного населения страны. Как у настоящего джаза, доступного лишь узкому кругу знатоков, так и у рока, на всех углах заявляющего о своей демократичности, общие предки, такие, как, например, блюз. Не темп определяет «блюзовость» музыкального произведения, а совершенно определенные ритмические и гармонические структуры, а также щемяще-печальное настроение. Одно из значений слова «blue» — «печальный». Основной блюзовый инструмент — гитара — впоследствии занял доминирующее положение и в роке.

   Джаз развивался в Новом Орлеане в первые десятилетия 20 в., и вскоре затмил по популярности рэгтайм. Белые американцы были абсолютно невосприимчивы к блюзу, а вот джаз они подхватили мгновенно. Это была жизнерадостная танцевальная музыка, точно соответствовавшая темпу жизни, который начал резко ускоряться после Первой мировой войны. Изначально джаз возник как синтез блюза и регтайма, а его главной отличительной особенностью всегда считалась импровизация исполнения.

   В 20-е годы случилось важное событие для джазовой культуры – родился свинг. Если обобщать, то это битовая пульсация, придающая музыке удивительную ритмичность и живость. Классиками свинга являются Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, а также белые исполнители – Бикс Бейдербек, Бенни Гудмен и др. В 1930-е свинг становится самой популярной музыкой в мире на тот период.

   Среди множества потрясающих исполнителей джаза 40-х стоит выделить как минимум одного. Гленн Миллер и его оркестр стали одним из символов музыкальной культуры США довоенного периода. Его видение джаза до сих пор считается исключительным, а композиции Оркестра Гленна Миллера заслуженно названы классикой свинга.

История музыки
Проиграть видео
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео

50-е. Рок-н-ролл

   С окончанием Второй мировой музыкальный мир США буквально взрывается разнообразием жанров, из которых, прежде всего, необходимо выделить рок-н-ролл. Среди его прародителей называют блюз, кантри, фолк, свинг и другие направления. Говоря о рок-н-ролле 50-х годов, мы  говорим о двух иконах этой культуры: Чаке Берри и короле рок-н-ролла Элвисе Пресли.

   Название rock and roll происходит из строчки песни Генри Алена “Get Rhythm in Your Feet and Music in Your Soul”: “If satan starts to hound you, commence to rock and roll. Get rhythm in your feet…” Что в принципе, отражает настроении музыки – быстрое, энергичное. Говоря о рок-н-ролле 50-х годов, мы автоматически говорим о как минимум двух иконах этой культуры: Чаке Берри и короле рок-н-ролла Элвисе Пресли. Эти два музыканта – настоящие иконы музыки. Сложно переоценить их влияние на музыкальную культуру США, а уж про рок-н-ролл и говорить не приходится.

   Началом эпохи рок-н-ролла (rock”n”roll) считается 1955, когда вышла пластинка Рок круглые сутки (Rock Around the Clock) Била Хейли и его группы Кометс, хотя и до этого, с начала 50-х гг. его группа успела выпустить несколько дисков, ставших впоследствии классикой рок-н-ролла. Билл Хейли был белым музыкантом, как и Элвис Пресли, и Джерри ли Льюис и Бадди Холли, культовые фигуры рок-н-ролла. Белой публике было привычнее слышать и видеть своих «белых парней», хотя мода на рок-н-ролл позволила прорваться в большой шоу-бизнес и тем черным ритм-н-блюзовым исполнителям, которые, собственно, и сформировали этот сверхпопулярный стиль: Литттл Ричарду, Чаку Берри, Бо Дидли и Фэтсу Домино.

   Элвис Пресли стал первой настоящей суперзвездой рок-н-ролла, образцом для подражания для миллионов подростков. В Великобритании аналогом такого рок-героя стал Томми Стил, а во Франции – Джонни Холлидей.

60-е. Британское «вторжение»

   Англичане оказались очень восприимчивыми к американской и афроамериканской музыке: рок-н-роллу, ритм-н-блюзу и блюзу. Следствием этого явилось «британское вторжение» начала 1960-х, когда английские группы, вдохновленные Элвисом Пресли, Чаком Берри и другими американцами, буквально захватили американский и мировой поп-рынок. Во главе этого вторжения стояли Битлз (The Beatles) и Роллинг стоунз (Rolling Stones).

   Во главе этого вторжения стояли Битлз (The Beatles) и Роллинг стоунз (Rolling Stones). Последние настаивали на том, что они играют именно ритм-н-блюз, а не рок-н-ролл. Во «вторжении» участвовали и такие великие группы, как Ху (The Who), Кинкс (The Kinks), Энималз (Animals) и многие другие. Скоро их музыка вышла за рамки простого рок-н-ролла, и термин сократили до одного слова «рок».

   Чистенькие и аккуратненькие британские бит-группы черпали свое вдохновение в «белом» рок-н-ролле и английской разновидности кантри, именуемой «скиффл».

   Навстречу им из Мемфиса выплеснулся поток резкого, «грязного» соула. Десятилетие двигалось к своей кульминации, нарастал накал расовых столкновений, и музыка соул – вместе с такими гигантами джаза, как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Чарльз Мингус – вышла в авангард этой борьбы, гордая мощь негритянского самосознания воплотилась в ней в полной мере. Но, может быть, главной победой того времени стало слияние двух культур: белой и черной. Это был яркий, праздничный, слегка сумасбродный союз, для которого, казалось, ничего не осталось невозможного. В новой музыке воплотилась мечта о единении и равенстве, гармонии и терпимости.

   Во второй половине десятилетия на рок обрушились беды: «Битлз» объявили об окончательном прекращении концертной деятельности, в 1967 году за хранение наркотиков были арестованы Мик Джаггер, Кейт Ричардс, Брайн Джонс – члены группы «Роллинг Стоунз».

   Но зато в Сан-францисском районе Хейт-Эшбери начало оживать нечто утопическое: здесь, на фундаменте религиозной эклектики, вырастала своеобразная рок-коммуна. Расцветавшую идею Всемирной Любви провозгласили опять-таки «Битлз», после почти годового молчания выпустившие «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Психоделическую и авангардную эстетику, которой был, проникнут альбом, изобрели, разумеется, не они – они лишь выделили в чистом виде квинтэссенцию всего, к чему стремились другие, а в результате – вновь безошибочно выразили овладевшее молодым миром стремление к независимости, к собственным ценностям и идеалам. «Сержант Пеппер» определил суть новой музыкальной эры, он доказал, что рок стал искусством, а искусство, в свою очередь, – основной формой общения масс; он наконец внедрил в бесконечно бунтующий, беспокойный мир рок мечту о любви и духовном единстве.

История музыки
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео

70-е. Хард-рок и хэви метал

   Одним из достижений 70-х является появление хард-рока. В хард-роке можно увидеть и классическую музыку, и  черный блюз, и рок-н-ролл, одновременно с этим хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители хард-рока в текстах песен стали изучать темные уголки человеческой души, поднимать философские тематики, отражать оккультные знания, рассматривать христианство и сатанизм.

   В середине 70-х начинается зарождатся новый стиль рок-музыки – хэви метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-роковых  групп  исключительно мощные  гитарные  риффы, доведенные до  виртуозности  соло и канонадные ударные.

   В начале 70-х наблюдается кризис рок-сцены. Рок становится все более коммерческой музыкой, происходит полный отход от духовных корней рока, рожденного и созданного для бунта. К середине 70-х назрела необходимость в появлении чего-то нового – бунтующего и протестующего. Этим чем-то стал панк.

   Прежде всего привлекало то, что панк был диким, злобным, но все же свежим ветром. Казалось, все уже перепробовано, впереди у музыки только повторение пройденного, и панки восхищали как последний буйный, скандальный, но честный праздник уходящего рок-н-ролла. По сути весь панк оказался стилем одной группы. «Sex Pistols» принесли ему популярность, они же исчерпали все его возможности.

   Одним из достижений 70-х является появление хард-рока. Как самостоятельное направление хард-рок выделился в  конце 60-х годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя  выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор предполагает исполнение  виртуозными  инструменталистами, что  пошло  только на пользу и музыке, и ее поклонникам.

   Хард-рок, так же как и в свое время рок-н-ролл, был резок и агрессивен, но в отличие от панка он предполагает хорошее владение инструментами, и в нем агрессивность присутвует не как тупая озлобленность на все и вся, а как выражения отвращения к темным сторонам человека. Естественно, хард-рок не был чем-то совершенно новым, он лишь вобрал в себя самые яркие и выразительные черты других направлений, в хард-роке можно увидеть и классическую музыку, и  черный блюз, и рок-н-ролл, одновременно с этим хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители хард-рока в текстах песен стали изучать темные уголки человеческой души, поднимать философские тематики, отражать оккультные знания, рассматривать христианство и сатанизм. Хард-рок стал первым музыкальным направлением, использующим тяжелое звучание, которое достигается за счет подключения к гитаре такого эффекта, как Distortion, и за счет выделения  ритм-секции.

   У истоков хард-рока стояли такие всемирно известные группы, как «Deep Purple», «Black Sabbath» и «Led Zeppelin».

.  Для миллионов слушателей “крестным отцом” жанра – если не  строго хронологически, то духовно – стал ансамбль “Deep Purple” В почерке коллектива появилось все, что потом использовали другие металлические группы  –  громкость,   как  эстетическая  составная,  простые  риффы-гитары  и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает “Deep Purple” от своих последователей, так это  готовность постоянно впитывать новое,  что появляется в других  жанрах,  открытость другим музыкальным влияниям. Ни “Deep Purple”,  ни “Led Zeppelin”,  ни «Black Sabbath» также стоящие у идейных истоков хэви метал  замкнутостью не отличались.  Может быть,  именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня.

   В середине 70-х начинается зарождатся новый стиль рок-музыки – хэви метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-роковых  групп  исключительно мощные  гитарные  риффы, доведенные до  виртуозности  соло и канонадные ударные. Толчком к появлению хэви-метал послужило творчество группы «Black Sabbath». «Black Sabbath», в отличие от других хард-роковых групп достигли более тяжелого звучания. Полностью были  исключены  клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок,  никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультная тематика песен стали визитной карточкой “Black Sabbath”,  которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи.

   Группа “Iron Maiden”,  один из грандов хэви-метала, именно она сделала хэви-метал популярным  среди молодежи движением. Группа образовалась в 1977 году в Великобритании. Наряду  с  некоторыми  другими группами “Iron Maiden” представляла собой так называемую “новую волну английского хэви-метала”. Взяв за модель звучание таких групп  начала 70-х,  как “Led Zeppelin” и “Black Sabbath”, “Iron Maiden” в короткое время нашла свою  музыкальную  стилистику,  ставшую,  в  свою очередь ориентиром  для  других групп.

 

80-е. Пост-панк и трэш метал

   В Лондоне одновременно возникают две группы – «Кьюэ» и « Depeshe Mode » работающие в новом стиле пост-панк.

   Дублинские группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную основу наложили отпечаток ирландских народных баллад. Первыми и громче всех заявили о себе «U2».

   В начале 80-х в «тяжелом» стиле начинает зарождаться новая музыка – трэш метал. Одним из первопроходцев этого стиля по  праву считается “Metallica”.

   Обозначился конец длившейся больше двадцати лет эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра.

   В Лондоне одновременно начинали две группы – «Кьюэ» и « Depeshe Mode ».

   Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. В середине восьмидесятых в фазу расцвета вступили «Кьюэ». Переболев шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с минимумом текста и детально проработанной аранжировкой.

   Возможности чисто электронного творчества, которое для себя избрали соперники и соратники «Кьюэ», «Depeshe Mode», привлекали к себе музыкантов еще 60-х. Но вся сложность состояла в написании запоминающихся мелодий. И «Депеш Мод» это удалось. Журнал «Рекорд миррор» в 1984 году назвал группу «супергруппой международного состава».

   Дублинские группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную основу наложили отпечаток ирландских народных баллад. Успех так впечатлил, что уже стали говорить о ирландском вторжении. Первыми и громче всех заявили о себе «U2». Постепенно совершенствуя технику игры, они записали три альбома и стали довольно известными на родине. Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка наградила «U2» титулом лучшей группы 80-х.

  В тяжелой музыке дела складывались как нельзя лучше и она завоевывала все новые рубежы. с момента появления хэви-метал она стала так называемым «андеграундом», т.е. подпольной музыкой, предназначенной не для всех.

   В начале 80-х начинает зарождаться новая музыка – трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви метал, вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Трэш стал самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости игры до физического предела, максимальным искажением звука гитары (благодаря все тому же эффекту Distortion) и максимальным убыстрением ритм-секции, которая стала походить на кононаду, за счет введения второй басовой бочки. Трэш возник в Америке, и восновном как альтернатива начинающему становиться помпезным хэви-металу. Родителями трэша принято считать такие группы, как «Metallica», «Slayer», «Celtic Frost». Трэш группы запели о насущных проблемых – о ядерной угрозе, политической нестабильности, протест наркотикам, абортам, самоубийствам, исторических ошибках человечества и вообще что же есть такое человек.

   Одним из первопроходцев этого стиля по  праву считается “Metallica”. Ее  феномен заключается в  том,  что  без “сорокапяток” и  эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без трансляции композиций по радио и телевидению,  под аккомпанемент насмешек солидной  музыкальной  прессы,  группа  не только встала во главе нового тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию супергруппы вне его. “Metallica” играет “рафинированный металл”, свободный даже от “наследственных  примесей”  –  ритмическое  богатство композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика аранжировок мгновенно выделяют группу среди  множества  подобных, взявших за  основу  внешние  признаки  “металликовского” “металла”.

   Несмотря на некоторые стилические тяготения к “Black Sabbath” и “Led Zeppelin”, композиции “Meталлики”  выглядят более “сухими. В  целом  музыка  группы  “Metallica” гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке.

 

Проиграть видео
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео

90-е. Гранж и панк

   Рок 90-х можно охарактиризовать одним направлением и одной группой – гранж и «Nirvana». Устав от долгого засилия поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж отличает вызывающее поведение и скорость игры панк-рока и присутствие несложных мелодий поп-рока.

   Формироваться гранж начал  в конце 80-х ( хотя еше в конце 70-х группа «The Go-Go’s» преподносила публике нечто похожее), его родителями были «Nirvana», «Pearl Jam», «Soundgarden». Хотя «Pearl Jam» и «Soundgarden» играли намного лучше чем «Nirvana», молодежь приняла именно последнюю за их вызывающую зажигательность. Практически «Nirvana» держалась за счет своего лидера Курта Кобейна. Несмотря на то, что мастерство исполнителей оставляло желать лучшего, в песнях Кобейна было нечто, что просто не могло не притягиваиь людец к этой музыке. После трагической гибели Курта Кобейна группа распалась, но их музыка звучит до сих пор. После распада группы «Nirvana», возрос интерес к техничному и профессиональному гранжу, получили известность такие группы  «Pearl Jam» и «Soundgarden», которые в корне отличаются от «Nirvana». Эти группы владеют инструментами и их творческий потенциал не исчерпывается простенькими мелодиями, к тому же в их тектсах поднимается серьезная проблематика окружающего мира.

    Рок-культура тех лет нельзя представить без  панк-рока. «Blink 182», «Green Day», «The Offspring» – эти группы и по сей день остаются невероятно популярными.

   Что же ждет рок в будущем ? Если посмотреть на его повторяющуюся историю, то можно с уверенностью сказать, что впереди у рока новые буйства и протесты, новые взлеты творчества и эксперименты по скрещиванию музыки разных направлений, подчас противоположных. Рок не стоит на месте, он постоянно развивается. Отвергая прошлое и одновременно вбирая в себя самое интересное и выразительное прошлого будут появляться новые направления, новые группы, новые движения. И так же постоянно будет конфликт детей и отцов, отцы будут запрещать детям слушать эту «бесовскую», «грязную» музыку, а дети назло родителям будут ее слушать.