Музыка древнего мира

История музыки
Проиграть видео

Доисторическая музыка

   Первые музыкальные звуки – это подражания человека голосам животных и птиц во время охоты. Первым доисторическим музыкальным инструментом  является флейта.
Старейшая известная песня, зафиксированная на клинописной табличке датируется 2000 г до н. э. Послушайте, как звучала мелодия, которую слушали люди почти четыре тысячелетия назад.

 Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию.

   Первые музыкальные звуки – это подражания человека голосам животных и птиц во время охоты. И первый в истории музыкальный инструмент – это человеческий голос. Усилием голосовых связок человек уже тогда мог виртуозно воспроизводить звуки в широком диапазоне: от пения экзотических птиц и стрекота насекомых до рыка дикого зверя.

   Первым доисторическим музыкальным инструментом, существование которого официально подтверждают археологи, является флейта. В своей первобытной форме она представляла собой свисток. Свистовая трубочка приобрела отверстия для пальцев и стала полноценным музыкальным инструментом, который постепенно усовершенствовался до формы современной флейты. Прототипы флейты были обнаружены при раскопках в юго-западной Германии, датируемых периодом 35-40 тыс. лет до нашей эры.

  Доисторическая эра заканчивается с переходом на письменную музыкальную традицию. Старейшая известная песня, зафиксированная на клинописной табличке, была найдена на раскопках Ниппура, она датируется 2000 г до н. э. Табличка была расшифрована профессором А. Д. Килмер из Университета Беркли, также было продемонстрировано, что она сочинена терциями и использовала пифагоров строй. Данная песня представляет собой молитву бесплодной женщины к богине Никкаль, и музыка к ней исполнялось, вероятно, на лире или арфе.

  Послушайте, как звучала мелодия, которую слушали люди почти четыре тысячелетия назад. Это вариант, исполненный Майклом Леви на лире .

 

Музыка Древнего Египта

   Музыка Древнего Египта занимала важное место в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях — музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка отделилась от песен и начала свой самостоятельный путь развития.

   Одними из древнейших древнеегипетских музыкальных инструментов являются арфа и флейта. Флейты могли быть разных размеров: простые и, появившиеся во время правления XII династии, двойные флейты. Самые первые известные миру флейты изготовлены в период правления IV династии в Верхнем Египте, а трубы — в правление VIII династии и использовались только в армии. Боевые серебряные трубы обнаружены в гробнице Тутанхамона (KV62).

   Особо важную роль занимала духовная музыка — при её исполнении главным инструментом был систр. Совместное звучание систра и мената (считался женским музыкальным инструментом) имитировало шорох зарослей папируса при дуновении ветра

   В ударной музыке первостепенная роль принадлежала тамбурину — излюбленному музыкальному инструменту бога Беса.

   Самым древним струнным инструментом считается арфа, чьей родиной как раз и является Древний Египет. Во времена Древнего Царства на арфе обычно играли только женщины, которые аккомпанировали мужчинам-певцам.

История музыки
Проиграть видео
История музыки
Проиграть видео

Музыка древней Индии

   Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н. э. В древних литературных памятниках — Ригведе (X в. до н. э. ), Атхарваведе и Самаведе (первая половина I тысячелетия до н. э. ) — есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии.

   Истоки музыки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом.  Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Самой ранней из сложившихся видов музыки была этническая, возникшая в III тыс. до н. э.

   Со II тыс. до н. э. появляется традиционная (религиозная) музыка, которой приписывали жизнезащитные и разрушительные свойства. Она считалась первым языком мира, на котором говорят и человек, и звери, и птицы. В древнеиндийской религиозной книге “Веды” мы находим указание на то, что музыка составляет пятый аспект творения.

   В I тыс. до н. э. Музыке отводилась важная роль в древних науках и учениях: астрономии, магии, мистицизме. Музыка (по-санскритски “сангина”) трактовалась в синкретическом единстве инструментального начала, пения и танца. В разделе по теории музыки были систематизированы все элементы музыкального языка. Звукоряд индийского лада состоял из семи главных тонов, число которых имело сакральный смысл: они ассоциировались с семью планетами Солнечной системы.

   В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки и цвета. Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную музыку и соответствующий ему цвет.

Музыка Древнего Китая

   Жители Древнего Китая уделяли очень много внимания музыке. Они полагали, что её звуки несут в себе особую силу, способную объединять людей и гармонизировать их бытие. Через музыку можно было достичь понимания сути вещей и слияния с миром природных стихий. Считалось, что петь, танцевать и играть музыку людей научили боги, они же создали и инструменты.

   Однако дурная и нечистая музыка может оказывать на человека нездоровое влияние. Поэтому, считали древнекитайские философы, нужно обязательно следить за тем, чтобы вся создаваемая музыка соответствовала определённым стандартам. С этой целью при дворе императора около 120 г. до н. э. даже создали специальную Музыкальную палату. Китайская музыка выросла из культовых песен и религиозных гимнов.

   Очевидно первые традиционные мелодии зародились более 5 тысяч лет назад. Создание ладовой системы китайцы приписывали одному из придворных императора Цинь Ши-Хуанди — Лин Луню. Считается, что он же создал свирель из 12 трубок, которые он настроил таким образом, чтобы они звучали как пение фениксов. Хотя китайская гамма состоит из пяти нот, некоторые музыканты искали более сложные нотные системы. В некоторых трудах встречаются упоминания о существовании даже 360-нотной гаммы. Благодаря развитой письменности, китайские философы и музыканты сумели оставить множество трактатов на музыкальные темы и нотных записей. Поэтому сегодня не составляет труда не только сыграть многие древнекитайские песни, но и сделать это максимально аутентично.

   Древнекитайские музыканты пользовались большим количеством инструментов: ударных; смычковых; щипковых; духовых. Почти все они используются музыкантами до сих пор. Особую выразительность китайской традиционной музыке придавали многочисленные барабаны. Они могли быть самых разных размеров и изготовлены из самых разных материалов — глины, металла, древесины, тыкв, бычьего пузыря. Задачей барабанщика в древнекитайском оркестре была не только игра на собственном инструменте, но и дирижирование. Барабан был ведущим инструментом и задавал ритм для всей музыкальной композиции. Традиционную китайскую музыку также нельзя себе представить без колокольчиков. Они могли быть гулкими и громкими или едва слышными и переливчатыми. Наиболее распространённым щипковым инструментом в Древнем Китае был  цинь, напоминающий семиструнную арфу. Также в оркестрах часто присутствовал гучжэн — китайская цитра. Особого мастерства музыканта требовала игра на хуцине — разновидности скрипки всего с двумя струнами. Каждый инструмент был для китайцев не просто средством для извлечения определённых звуков, а олицетворением особых элементов бытия. Звуки множества инструментов, на которых играют в унисон, как бы воспроизводили саму Вселенную в мире музыки.

История музыки
Проиграть видео
Проиграть видео

Музыка древней Греции

   Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего расцвета в культуре Древнего мира. Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение. Поэт и музыкант из Спарты Терпандр первым начал распевать стихи на определенные мелодические моде­ли , то есть использовал повто­ряющиеся музыкаль­ные фразы для запоминания стихов.

   Поэту и музыканту из Спарты Терпандру приписывается усовершен­ствование первого про­фес­сионального музы­кального инструмента — кифа­ры, разно­видности лиры: он добавил к четырем струнам (тетра­хорду) еще три, благодаря чему диапазон инстру­мента увели­чился почти до октавы, и поло­жил начало дальнейшему теоретиче­скому разделению этого диапазона на тоны и полутоны — простей­шие интервалы между звуками.

   Философу и мистику Пифагору припи­сываются первые попытки объяснить музыку, в частности интервалы между звуками, с помощью математики, а также установление связи между этими интервалами и движением планет. Пифагорейцы описали музыкальный строй с помощью ряда обыкновенных дробей и высчитали гармоничные и негар­мо­ничные интервалы. Эти интервалы строились с помощью монохорда (изо­бре­тение которого также приписывается Пифагору) — инструмента без резона­тора со струной и под­вижным зажимом. В реальной же музыке звучали не мате­мати­чески просчитанные «натуральные» интервалы, а лишь приближенные к ним.

   Рост полисов, в которых проходили большие культовые и гражданские праздники, привёл к развитию xoрового пения под аккомпанемент духового инструмента. Вместе с авлосом вошла в употребление металлическая труба. Постоянные войны стимулировали развитие военной музыки. Вместе с тем развивалась и лирическая поэзия, которая распевалась под аккомпанемент музыкальных инструментов. Среди известных авторов песен — Алкей, Архилох и Сапфо.

   Классиком xoровой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и причудливостью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развились дифирамбы, исполнявшиеся на дионисийских празднествах (около 600 до н. э.).

   В дальнейшем получила развитие трагедия. Еврипид, например, использовал все суще­ствовавшие на тот момент разновидности напевов (мелосов) и по-разному применял их для повышения градуса драма­тического действия. Это и так называемые народные мелосы — дорийские, эолийские и лидийские, и более изысканные — с уменьшенными и увеличенными интерва­лами. В трагедии становится меньше хоров, больше моно­логов, появляются музыкальные антракты — интерме­дии. К этому же времени относятся первые дошедшие до нас фрагменты трагедий Еврипида с музыкаль­ными знаками, которые в ряде случаев показывают несовпадение музы­кального и поэти­ческого метров, то есть мелодия отделяется от текста.

Музыка древнего Рима

   Одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Музыка в Древнем Риме занимала одно из ведущих положений. Музыка сопровождала танцы, театральные представления, спортивные состязания, музыкальные состязания.

  В храмах священнодействия сопровождались пением хоров и игрой на музыкальных инструментах.

   На празднествах и пирах, в цир­ках и театрах выступали громадные хоровые и инструментальные ансамб­ли; римская знать считала хорошим тоном обучать музыке своих детей и содержать большие оркестры из рабов; огромным успехом пользова­лись сольные концерты виртуозов, совершавших «турне» по крупным го­родам.

  Римские жители были уверены, что артисты существуют для того, чтобы доставлять удовольствие. Со временем, когда музыка им надоела, жители стали требовать чтобы артисты дрались друг с другом.

  Поэтому музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до серьезного искусства, поэтому и рассматривалась, как ремесло презренное и недостойное свободного человека.

Проиграть видео